Страхование авто
Преимущества Каско 24
Калькулятор КАСКО
Калькулятор ОСАГО
Наши новости
23.12
14.10
09.09
30.08
11.08
31.05
30.04
30.04
22.04
13.04
 
Компания и услуги Компании - партнеры Вопрос - ответ
04.04.2010

Убытки по автоКАСКО и ОСАГО тянут за собой тарифы

Только с начала кризиса стоимость полисов КАСКО подорожала на 50-60%, и, по прогнозам экспертов, до конца года тарифы должны прибавить еще до 15%. Однако, несмотря на значительное удорожание полисов, страховщикам с трудом удается удерживать убыточность по автострахованию КАСКО в разумных пределах.

Аналогичная ситуация сложилась и в сегменте
автогражданки, где реальный уровень выплат нередко доходит 70%. В таких условиях большинство страховщиков начало сворачивать практику выплат завышенных комиссий посредникам и активно начало применять корректирующие коэффициенты к базовому платежу.

Главной причиной
удорожания КАСКО стала разкая девальвация национальной валюты в конце 2008-начале 2009 года, повлекшая за собой рост цен на комплектующие для иномарок и рост расценок на услуги техстанций.

"В результате, если в докризисный период страховщики предлагали
полисы автострахования по цене 4,5-5%, то к середине прошлого года тарифы достигли 7,5-8% и зафиксировались на этом уровне после курсовой стабилизации",- констатирует заместитель председателя правления СК "Нова" Алексей Румянцев. И хотя на рынке все еще попадаются относительно дешевые полисы с тарифом 5-6%, наполнение такого продукта оставляет желать лучшего. "В столице и крупных городах тариф менее 6,5-7% при нулевых франшизах означает, что компания либо предлагает неполное КАСКО с ограничениями по объему страхового покрытия, либо этому страховщику очень нужны деньги, и никто не гарантирует, что клиент получит возмещение. Тарифы на уровне 5-6% скорее стали нормой для небольших городов",- говорит директор департамента продаж УСК "Княжа Виенна Иншуранс Груп" Александр Куленич.

При этом, несмотря на значительное удорожание полисов
КАСКО и ОСАГО, страховщикам с трудом удается удерживать убыточность по КАСКО в разумных рамках. По оценкам СК, уровень выплат, связанных с автострахованием, по итогам 2009 года превысил 70%. Если же прибавить к этой цифре и другие расходы компаний (налоги, комиссии посредникам и т. д.), убыточность КАСКО в 2009 году "зашкалила" за 100%.

Аналогичная ситуация и в сегменте ОСАГО. По информации Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), средняя сумма 
выплаты по автогражданке за январь-сентябрь 2009 года выросла с 6,6 тыс. грн до 8,2 тыс. грн. "При сохранении такой тенденции уже в начале IV квартала 2010 года средний размер страхового возмещения превысит отметку в 10 тыс. грн",- прогнозируют в Госфинуслуг. Около 6-8% от общего количества выплат по автогражданке уже сегодня не укладываются в установленные лимиты - 25,5 тыс. грн по материальному ущербу. В результате автовладельцы, купившие полис ОСАГО, рискуют столкнуться с необходимостью доплачивать за ремонт автомобиля из собственных средств.

Ускорение роста 
выплат по ОСАГО в 2009 году было обусловлено двумя причинами. Во-первых, как и в сегменте КАСКО, сказалась девальвация и, соответственно, рост цен на запчасти и услуги СТО (на 30-50%). Во-вторых, катализатором роста объемов возмещений по ОСАГО стало вступление в силу нового порядка расчета износа транспортных средств, утвержденного Фондом госимущества и Минюстом в августе 2009 года. Согласно новым требованиям, амортизационный износ иномарок теперь может насчитываться лишь после 7 лет их эксплуатации, а автомобилей, выпущенных в странах СНГ,- после 5 лет (раньше СК начинали насчитывать амортизацию уже после второго года эксплуатации автомобилей).

"Согласно предварительным расчетам, в связи с принятием новой методики размер страхового возмещения для иномарок вырастет более чем на 4,3 тыс. грн, для автомобилей производства стран СНГ - на 1,5 тыс. грн",- отмечает президент МТСБУ Владимир Романишин.

Столкнувшись с такой ситуацией, большинство страховщиков отказалось от распространенной ранее практики щедрого поощрения посредников по  ОСАГО. Целый ряд компаний начал активно применять предусмотренные законом максимальные корректирующие коэффициенты к базовому платежу, в следствие чего
цена полиса автогражданки может увеличиваться в 2-3 раза. Однако это не спасло СК от резкого роста убытков. "По данным регулятора, уровень выплат по автогражданке составляет около 40%, но на самом деле этот показатель гораздо выше - 65-70%. Расхождение официальной и реальной статистики связано с некорректной подачей отчетности некоторыми страховщиками, в которой не все заявленные убытки учтены, а также несвоевременным урегулированием страховых случаев по этому виду отдельными страховыми компаниями",- рассказывает председатель правления СК "Брокбизнес" Вадим Загребной.

КАСКО продолжит дорожать

Тем не менее, рост убытков в сегменте автострахования не отбил у компаний аппетита к наращиванию портфелей КАСКО. "Именно этот вид по-прежнему приносит страховщикам львиную долю доходов. Уменьшать портфель автострахования - значит, сокращать объемы своего бизнеса. Поэтому практически все компании будут стремиться к росту КАСКО",- прогнозирует первый заместитель председателя правления страховой группы ТАС Артур Шаймухаметов. Для достижения этой цели СК готовы "пускаться во все тяжкие" - от оптимизации продуктового ряда до обычного демпинга. "Сейчас на рынке страхования существует довольно жесткая конкуренция, в том числе и по ценовым параметрам: предложения компаний по тарифам очень различны - от очень низких до очень высоких. В плане ценовой политики по КАСКО рынок остается очень нестабильным",- считает генеральный директор СК "QBE Украина" Олег Сосновский.

Как правило, платить наибольшие тарифы приходится владельцам наиболее "убыточного" сегмента автомобилей. К этой категории относят авто по статистике чаще всего попадающие в ДТП, а также те, ремонт которых обходится особенно дорого. "Больше всего увеличились тарифы на страхование тех транспортных средств, запчасти и ремонт которых резко подорожали. Это прежде всего автомобили японских марок, 
полисы КАСКО для которых выросли в цене на 5-15%",- рассказывает начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК "Провидна" Юрий Фидасюк. В отличие от докризисной практики, компании стараются дифференцировать ценовую политику не только в зависимости от ценовой категории транспортных средств, но и от марок и, в отдельных случаях, даже моделей автомобилей. Так, в черные списки уже успели попасть Mitsubishi (Lancer и Outlander), Toyota (Corolla и Camry), Honda (Accord и Civic), на которые приходится львиная доля страховых выплат. Тарифы для таких автомобилей сейчас намного превышают базовые и колеблются в диапазоне 8-11%.

Наряду со стандартно дорогими полисами полного КАСКО компании стараются предлагать клиентам и эконом-программы. Последние зачастую содержат массу ограничений, но их стоимость на 20-50% меньше.

Например, в последнее время пользуются популярностью полисы "по первому страховому событию", действующие только до первого страхового случая, а также договоры с плавающими франшизами, предусматривающие нулевую франшизу лишь до первой выплаты. После первого страхового события она может быть повышена до 0,5% от стоимости авто, второго - до 1% и т. д. Среди недорогих предложений стоит отметить и полисы, включающие исключительно катастрофические риски - тотальный ущерб или угон авто. Их стоимость колеблется в рамках 3-4%.

Страховщики поговаривают, что нынешнее удорожание КАСКО может оказаться далеко не последним в текущем году. Тарифы на автострахование до декабря могут подрасти еще на 10-15%. Впользу их повышения говорит продолжающийся рост цен на станциях техобслуживания. "С начала года практически на всех СТО стоимость услуг были повышена в связи с увеличением производителями цен на запчасти и материалы. В среднем работа, материалы и запчасти подорожали на 20-25%",- отмечает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков АСК "ИНГО Украина" Ольга Погорелая. Еще одним аргументом в пользу корректировки
тарифов по КАСКО может стать желание компаний увеличить свои сборы по данному виду страхования. 

"Автогражданское" снижение

Если тарифы по КАСКО растут практически постоянно, то стоимость автогражданки по-прежнему остается без изменений. Еще в конце прошлого года МТСБУ передало в Госфинуслуг предложение относительно увеличения лимитов ответственности и повышения базового платежа по ОСАГО, однако Регулятор поддержал лишь половину предложенных нововведений. Так, Госфинуслуг одобрил увеличение лимитов ответственности, напрочь отказавшись повышать базовый платеж. "Желание компаний заработать на обязательном страховании вполне объяснимо, но повышение цен должно быть разумным. Мы не можем допустить подорожания "автогражданки" в 4-5 раз, как это было предложено рынком",- объяснил тогда позицию регулятора глава Госфинуслуг Виктор Суслов. 

В результате было решено создать совместную рабочую группу, которая в течение двух месяцев была работала над расчетами базового платежа. Итоги оказались весьма неожиданными: в феврале в Госфинуслуг был передан обновленный проект расчетов, в соответствии с которым
тариф по автогражданке предлагается снизить почти на 40%, до 180 грн. "Именно столько составляет средний размер платежа по обязательному страхованию ответственности автовладельцев в среднем по стране",- объяснил позицию экспертов заместитель генерального директора МТСБУ Иван Гуминский.

Впрочем, радоваться пока рано - уменьшение базового платежа по ОСАГО де-факто не означает удешевления полисов. "Наряду с уменьшением платежа параллельно будет введен очень широкий спектр корректирующих коэффициентов",- говорит заместитель генерального директора УАСК "Аска" Елена Машаро. Например, для автомобилей, зарегистрированных в Киеве, базовая цена страховки может быть увеличена в 3,2-4,8 раза (т. е. превысить 860 грн). Для машин, эксплуатируемых в городах-миллионниках, коэффициент будет варьироваться в диапазоне 2,3-3,5. В зависимости от стажа вождения клиента страховщики смогут применять коэффициент от 1,35 до 1,76. В итоге, по словам Ивана Гуминского, страховые компании получат возможность повысить цены на "автогражданку" на 30-40%. "Широкий диапазон коэффициентов, по сути, даст возможность перейти к свободному ценообразованию по этому виду. При этом автовладельцы смогут выбирать, в какой компании и по какой цене купить полис",- подчеркивает он. Правда, страховщики не исключают, что снижение платежа по ОСАГО и возможность применять минимальные коэффициенты даст возможность СК, делающим ставку на демпинг, существенно занижать тарифы.


По материалам 
Коммерсант 

 

 

Надежные партнеры: Grekoblog: Греция и Крит, Все про банки: Vseprobanki.com, а также BlogoItaliano: Италия и Рим